Оглавление:
- Библиотека Михаила Грачева
- Учение Фомы Аквинского о праве и государстве
- Учение Фомы Аквинского о праве и государстве
- Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.
- Политико-правовая концепция Фомы Аквинского
- 4.1 .Учение Фомы Аквинского о праве и государстве
- полит.-прав. взгл. Аквинского
- Вопросы и задания:
- 10 фактов о Фоме Аквинском
Библиотека Михаила Грачева
Так, если управление осуществляется каким-либо множеством – это называется “полития”, например, когда множество, состоящее из воинов, главенствует в городе-государстве или провинции. Если же управление осуществляется немногими, но обладающими превосходными качествами людьми, правление такого рода называется “аристократия”, т.
е. лучшая власть, или власть лучших, тех, которые оттого и называются оптиматами.
Если же справедливое правление осуществляется одним, он правильно называется царем [С. 234]. Кому-то из тех, кто направляется к цели, удается достичь ее прямым, а кому-то непрямым путем. Поэтому) и в направлении множеством встречается справедливое и несправедливое.
Прямым является всякое правление, когда оно ведет к подобающей цели, непрямым же – когда к неподобающей. Множеству свободных и множеству рабов подобают разные цели.
Ибо свободен тот, кто сам является своей причиной, а раб – тот, кто является тем, что он есть, по причине другого.
Фома аквинский (1225 – 1274)
Следуя за Альбертом, Фома четыре года посещает лекции в Кёльнском университете. Во время занятий он не проявлял особой активности, редко принимал участие в диспутах, за что коллеги прозвали его Немым Быком.
По возвращении в Парижский университет Фома последовательно проходит все ступени, необходимые для получения степени магистра теологии и лиценциата, после чего преподает в Париже теологию до 1259 г. Начался наиболее плодотворный период в его жизни.
Он выпускает ряд теологических трудов, комментариев к Священному писанию и начинает работу над «Суммой философии».
Учение Фомы Аквинского о праве и государстве
Классификация законов. Существуют четыре вида законов, три из которых представляют собой иерархию (табл.
3). 1. Вечный закон (lexaeterna) – естественный божественный закон, рациональный проект Бога, который знаком только самому Богу и блаженным святым:
«замысел управления вещами, существующий у Бога как государя вселенной, имеет значение закона»
.
Вечный закон нигде не записан, а обнародован Богом в устной форме божественного слова и адресован твари внимающей.
2. Политическая и правовая мысль Августина (354-) основатель патристики.
Народом является сознание людей, связанное единством прав и общей пользой.
В тираническом правлении отсутствует польза народа. Оправдывается убийство тирана.
Формы правления: Неправильные — демократия — Тирания – царь правосудный утверждает землю, а корыстный разоряет — Олигархия 2.
правильные — монархия – подобна теократии. Идеализирует по сравнению с Богом и человеческим организмом (сердцем). Страны и города, где правит одно лицо преуспевает, где власть в руках многих, там волнения и неурядицы.
Политическая монархия – правители подчинены закону и не могут выходить за его пределы.
Лучшая форма правления – составленная из трех форм: монархия, аристократия, демократия. Светская власть не должна касаться духовной жизнью гражданина, а церковная душами людей.
Учение Фомы Аквинского о праве и государстве
Классификация законов.
Существуют четыре вида законов, три из которых представляют собой иерархию (табл.
Человек как разумное создание частично может постигать lex aeterna.
Это
«свет естественного разума, с помощью которого мы различаем, что хорошо, а что плохо»
.
Естественный закон представляет собой некие моральные предписания, провозглашенные разумом в результате размышления о природе человека, живущего в обществе.
Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.
Узнав об этом, тиран спросил ее, почему она это делала.
Тогда она сказала: «Когда я была девочкой и у нас был грозный тиран, я желала его смерти. Он был убит, и ему наследовал другой тиран, еще суровее; и когда его власть кончилась, я считала, что он был много суровее.
Ты – третий, и теперь мы понимаем, что ты намного более суровый правитель. Так вот, если ты будешь уничтожен, еще худший займет твое место»».
Политико-правовая концепция Фомы Аквинского
Во главе иерархии (земли и неба) стоит бог, духовный мир возглавляется папой как наместником бога.
По тому же иерархическому принципу организовано и общество; подданные подчиняются царям и другим светским властям. Согласно божественному и естественному законам низшие сословия должны повиноваться высшим, поскольку подчинение — «добродетель подданных». Для обоснования феодальной зависимости крестьян использовались не только тексты священного писания, обращенные к рабам, но и вообще все доводы в защиту рабства: «рабство установлено природой», «оно необходимо для обеспечения досуга» (данные положения взяты у Аристотеля), «рабство установлено «правом народов» (довод римских юристов), «источник рабства — грех» (Августин Блаженный).
Большое внимание в учении Фомы Аквинского уделялось обоснованию классификации законов и их соотношению.
Закон определяется Аквинатом как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или воздержанию от него.
4.1 .Учение Фомы Аквинского о праве и государстве
он преподает в Парижском университете, являясь магистром теологии и возглавляя кафедру в этом университете. Затем, по традиции ордена, начинаются странствия Фомы.
Он преподает в университетах Кельна, Болоньи, Рима, Неаполя. Основные работы: «Сумма теологии», «О правлении государей».
Логическое основание политико-правового учения. На Фому Аквинского большое влияние оказал Аристотель. Фома Аквинский в своем учении предложил синтез католической веры и философии Аристотеля.
Содержание политико правового учения. Правовое учение. Понятие закона.
Фома Аквинский сформулировал следующие характеристики закона: • закон есть не что иное, как некое установление разума в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе; • закон относится к тому, что составляет основу человеческих поступков, поскольку для них он является правилом и мерилом; • любой закон направлен к общему благу; • закон вызывает движение к цели. Классификация законов.
полит.-прав.
взгл. Аквинского
орден вновь послал Фому Аквинского в Париж для приобретения докторской степени. Степень доктора Фома Аквинский получил лишь в 1257, ибо Парижский университет в то время был в ссоре с доминиканцами.
Докторат был приобретен Фомой Аквинским одновременно со знаменитым Бонавентурой. Долгое время Фома Аквинский учил с большим успехом в Париже и начал там свое главное произведение
«Summa philosophiae, de veritate fidei catholicae contra gentiles»
(«Сумма философии, об истине католической веры против язычников»), оконченное в Италии (в 1264), куда его вызвал папа Урбан IV, назначив профессором в Болонье.
Умер Фома Аквинский на пути в Париж в 1274.
Папа Иоанн XXII канонизировал его в 1323. Главные сочинения Фомы Аквинского — «Комментарии на Петра Ломбардского» и две «Суммы», философская и теологическая. Значение Фомы Аквинского не в его оригинальности, не в открытии новых научных истин, а в систематизации и приспособлении различных отраслей знания, в сочетании религиозных положений с философскими истинами.
Проблема соотношения духовной и светской власти в средневековых политических учениях
В концепции Фомы Аквинского, представляющей собой вершину средневекового мышления, наиболее полно выразились основные тенденции и особенности средневекового мировоззрения и политической теории.Антропология и правовое учениеОснованием этического учения Фомы и его политической теории является учение о человеке. Человек — природа сотворенная и рациональная.
Последнее свойство делает его свободным. Человеческий разум способен постигать цель (благо), к которой предназначены и стремятся каждая вещь, каждое создание в природе, а также — источник и завершение естественного порядка вещей, бога как высшее благо.
Но поскольку человеческий разум ограничен и познает добро и зло в вещах и действиях, которые ниже бога, воля человека не непосредственно направлена к достижению высшего блага. Человек свободен хотеть или не хотеть нечто из земных благ.
Разум — причина свободы. Продвигаясь к какой-либо цели, человек сам направляет свое движение.
Вопросы и задания:
были известны в Западной Европе плохо. Интерес к Аристотелю у западноевропейских мыслителей пробудили арабы, и многие работы Аристотеля первоначально стали известны западноевропейцам в переводе с арабского.
При этом переведены были работы не только самого Аристотеля, но его комментаторов, самым знаменитым среди которых был Ибн Рушд, или Аверроэс (1126 — 1198).
Ибн Рушд родился в Кордове (Испания) в знатной семье. Его отец был верховным судьёй (кади) Кордовы. Позже он становится главным врачом кордовского халифа Абу Якуба — любителя философии, поэзии и музыки.
По его заданию Ибн Рушд прокомментировал сочинения Аристотеля, так что появилась поговорка:
«Аристотель объяснил природу, а Аверроэс — Аристотеля»
. Аверроэс предложил свою интерпретацию взглядов Аристотеля, для средневекового мира звучавшую достаточно радикально.
Он выступил против представления о сотворения мира Богом, утверждая, что
10 фактов о Фоме Аквинском
В 1277 году часть тезисов Фомы была осуждена епископом Парижа и церковью — видимо, в основном по политическим причинам.
Впоследствии эти тезисы стали общепринятыми. Фома Аквинский отличался высоким ростом, грузностью и неповоротливостью. Считается также, что ему была присуща кротость, чрезмерная даже для монашеского смирения.
Во время дискуссий, которые проводил его наставник, теолог и доминиканец Альберт Великий, Фома высказывался редко, и другие студенты посмеивались над ним, называя Сицилийским Быком (хотя родом он был из Неаполя, а не с Сицилии). Альберту Великому приписывается пророческая реплика, якобы произнесенная, чтобы усмирить дразнивших Фому студентов: «Вы называете его быком?
Говорю вам, этот бык взревет так громко, что рев его оглушит мир».